25 июля 1983 года вышел альбом группы Metallica «Kill ’em All», предопределивший развитие музыки на десятилетия вперед.
1
До сих пор идут оживленные дискуссии на тему, можно ли считать «Kill ’em All» первым треш-металлическим альбомом. Претендентов на звание в самом деле немного: в том же 1983-м вышел дебютник группы Slayer, но это случилось лишь полгода спустя, в декабре. Другое дело, что ряд экспертов и дилетантов рассматривают «Kill ’em All» не в контексте треш-металлической музыки, а сравнивают ее с предыдущими поколениями метала, в первую очередь со спид-металом. На этом фоне действительно видно, как по всей планете была разбросана горстка команд, двигавшихся в том же направлении, что и Metallica. В январе 1983-го, за полгода до «Kill ’em All», вышел, к примеру, дебютник канадской группы Exciter под названием «Heavy Metal Maniac», жанрово очень близкий. И все же Metallica вывела подобную музыку на качественно иной уровень, причем сразу во всех аспектах: скорость, техническое мастерство и собственно музыка.
2
Обычно пишут, что Джон Зазула, глава небольшого лейбла Megaforce Records, подписал контракт с Metallica после того, как услышал их демокассету «No Life ’til Leather». На самом деле история складывалась чуть хитрее. У Зазулы не было ни денег, ни лейбла, но он неплохо торговал кассетами, и сама Metallica распространяла кассеты с «No Life ’til Leather» через него. Вот на них Джон и заработал стартовый капитал. Вскоре на лейбл приземлились и другие важные для жанра артисты: Anthrax, Overkill и упоминавшийся выше Exciter.
3
На запись пластинки Джон Зазула и его жена Марша выделили 15 тысяч долларов — очень скромная сумма по тем временам (это сейчас можно записать альбом в ванной, держа в одной руке айпад, а во второй — кружку смузи, а тогда это был большой, мучительный и дорогой труд). Если бы альбом не продался, семейство стало бы банкротом: в запись диска они вложили все накопления, даже что-то заложили. Первый тираж «Kill ’em All» составлял 15 тысяч копий, к концу года продали 17 тысяч, а после того как Metallica поехала в турне с группой Venom — 60 тысяч. Дела раскачивались долго, но в итоге пошли отлично: всего, по последним данным, в Америке продано более трех миллионов копий «Kill ’em All». Впрочем, по меркам нынешней сытой «Металлики» это не так уж и много.
4
Хорошо известно, что изначально предполагалось назвать альбом «Metal Up Your Ass» («Металл тебе в зад») и нарисовать на обложке нож, торчащий из унитаза. Понятное дело, что перспективы продавать подобную пластинку никак не устроили дистрибьюторов, и для альбома было найдено новое название и оформление. Долго искать не пришлось. Узнав, что дистрибьюторы объявили бойкот унитазу, басист Клифф Бертон в сердцах сказал: «Людишки из рекорд-компаний — дерьмецо… Убить их всех!» Оригинальное оформление выжило и активно печаталось на майках и обложках бутлегов.
5
Гитарист Дэйв Мастейн был уволен из группы незадолго до начала работ над альбомом. Потребовалось экстренно переманить гитариста Кирка Хэммета из группы Exodus, и он разучивал песни Metallica, пока летел к ним самолетом. Всего на запись пластинки ушло две недели. Все это время музыкантам приходилось жить на квартирах у знакомых и на репетиционной базе группы Anthrax.
6
Первым синглом с альбома был вовсе не «Jump in the Fire», как многие себе представляют, а «Whiplash». Но начинается он тоже с песни «Jump in the Fire»! Сингл вышел в августе 1983-го на виниле и на кассете. На eBay найти его нетрудно — в среднем за 70 долларов.
7
Вторым синглом стал упомянутый выше «Jump in the Fire». Другие песни с «Kill ’em All» не издавались отдельно, но, что удивительно, самой популярной вещью стала композиция, синглом не выходившая — «Seek and Destroy». Она играется почти на каждом концерте и по количеству живых исполнений занимает в репертуаре Metallica третье место после «Master of Puppets» и «Creeping Death». Длина «Seek and Destroy» — предмет постоянных трансформаций. На концертах длительность вещи меняется в диапазоне от семи минут до двадцати! По статистике, в двухтысячные годы исполнением «Seek and Destroy» завершается почти каждый концерт Metallica.
8
Наконец, любопытно, что на «Kill ’em All» есть несколько песен, которые участники группы написали еще до того, как стали играть в Metallica, и эти песни предназначались другим коллективам. В частности, «Hit the Lights» была написана Джеймсом Хэтфилдом для его первой группы Leather Charm в 1981-м. А у Мастейна была команда Panic, для репертуара которой он придумал вещь «The Four Horsemen», тогда еще называвшуюся «The Mechanix».