2 апреля 2001 года вышел третий студийный альбом группы Rammstein, получивший название «Mutter». Диск сразу же покорил слушателей и критиков, а один из авторитетных журналов о музыке Metal Hammer включил пластинку в топ 200 лучших рок-альбомов всех времен.
Предлагаем почитать о некоторых интересных фактах об альбоме, которых вы могли не знать.

Первым синглом стала песня Sonne
Для ее продвижения были снят знаменитый клип про Белоснежку и шесть «раммштайновцев». Съемки проходили с 16 по 19 января 2001 года на киностудии в Бабельсберге, где на режиссерском кресле сидел Йорн Хейтман. Идея клипа принадлежала самим музыкантам, они хотели посмотреть на старую сказку по-новому.
«Откуда вы знаете, какой на самом деле была Белоснежка? Мы решили показать, какими могли быть сказки, если бы мы их писали. Мы вообще ненавидим сказки. Они похожи одна на другую — в каждой какой-то придурочный козел-принц скачет куда-то, скука неимоверная,» — рассказывает бас-гитарист Оливер Ридель.
Съемки клипа, по словам Оливера, их вообще немало повеселили: «Клип „Sonne“ нам особенно запомнился тем, что мы снимали его в настоящем домике гномов с их маленькими кроватками и всем остальным. Съемки длились долго. В один из дней нас разукрасили с ног до головы в черный цвет, но закончить в этот день съемки мы так и не успели. Естественно, мы не испытывали особого желания идти домой только для того, чтобы помыться, поспать, а потом вернуться рано утром и заново гримироваться. Поэтому мы раздобыли ящик пива и устроили маленькую вечеринку, а спали в гномовских кроватях, что было очень странно и забавно… Мы проснулись как будто посреди какого-то приключения…»
Альбом записывался полтора года в четырех странах
Группа записывала пластинку на протяжении 20 месяцев, и за это время музыканты успели побывать в четырех странах: Германии, Франции, Бельгии и Швеции. Причиной столь длительной работы над пластинкой стала, по-видимому, усталость от большого тура, посвященного выходу предыдущего альбома «Sehnsucht», который вышел в 1997 году. Такой большой перерыв породил множество разных слухов, в основном о распаде группы. Однако в 2000 году Rammstein садятся в студию записывать новый альбом. В каждой из этих четырех стран музыканты черпали вдохновение и добавляли новые элементы звучания.
Тилль Линдеманн — автор всех текстов для альбома
Для фанатов Rammstein не новость, что все тексты всегда пишет Тилль Линдеманн. «Mutter» не стал исключением. Музыканты говорят, что музыка в основном складывается вокруг текстов Линдеманна. Во что сказал об это Флаке:
«Большинство идей возникает в виде стихотворений. Но иногда бывает, что мы даем Тиллю инструментальную версию, которая вдохновляет его на создание текста. Например, песни „Weisses Flesch“ и „Leichzeit“ с предыдущего альбома написаны именно таким способом, текст ассоциировался с музыкой. В этот раз так появилась „Adios“, которая первоначально называлась совсем по-другому.»

На обложке альбома изображен мертвый ребенок
Обложка вызвала множество споров: люди были шокированы изображением мертвого младенца. На самом деле ребенок умер около 200 лет назад, его тельце заспиртовано и хранится в музее. А фотография была сделана немецкими фотографами-концептуалистами Дэниэлем и Гео Фукс, когда они готовили к выходу свою книгу под названием «Сохранение» (Conserving). Все еще вдохновляясь идеями своей книги, они также стали авторами промо-фотографий.
Балтика стала местом вдохновения для многих песен
В процессе написания альбома музыканты меняли обстановку и посещали разные страны. Одной из точек, где они остановились в поисках вдохновения, стало побережье Балтийского моря. Участники Rammstein арендовали на побережье Балтики недалеко от маленького городка Хайлгендамм заброшенную виллу Haus Weimar (дом Веймара), где обустроили студию и начали записывать альбом.

Изначально альбом должен был называться «Mein Herz Brennt»
Группа хотела назвать новый альбом в честь одного из самых успешных синглов, однако вскоре музыканты передумали и решили не изменять традиции называть альбомы одним словом.
«Mutter — это эмоциональное понятие с возможностью обширного восприятия, — рассказывает Пауль Ландерс. — Из-за того, что мы назвали очень тяжелый альбом Mutter, сразу же возникли вопросы. Я хочу быть предельно откровенным — для меня это название слишком патетическое, прежде всего потому, что оно содержит в себе идею об отношениях между сыновьями и матерью. Для меня эти отношения давно ясны, чего не скажешь об остальных участниках группы.»
Женское пение и голос ребенка
В композиции «Spieluhr» вы можете услышать голос дочери Рихарда Круспе — Киры Линдеманн (не смущайтесь ее фамилии: дело в том, что мать Киры была замужем за Тиллем, а после расставания стала встречаться с Рихардом, но пара так и не узаконила отношения, поэтому у маленькой Киры осталась фамилия матери). А вот женский голос в песне «Sonne» ненастоящий — он был создан клавишником группы Кристианом Лоренцем, более известным как Флаке, на компьютере.
.jpg)
Дарон Малакян играл на сцене с Rammstein
Незадолго до концерта в американском Кливленде ритм-гитарист группы Пауль Лаундерс сломал ногу. Его заменил гитарист System of a Down Дарон Малакян.
Отсылки к древнегерманской мифологии
А конкретно — в композиции «Mein Herz Brennt». Песня посвящена лесным монстрам из германской мифологии, которые, согласно легенде, приходят к детям во снах, из-за чего дети пугаются и плачут, а ночная фея питается этими слезами. В клипе, который был снят через 11 лет после выхода альбома, роль феи сыграла Мелани Гайдос — модель с довольно нестандартной внешностью.
Первый приезд в Россию
Именно тогда, в ноябре 2001-го, команда впервые посетила Москву и Санкт-Петербург в рамках Mutter-тура. Чтобы показать всю мощь своего оборудования, музыкантом даже удалось уговорить непреклонных работников столичных «Лужников» отключить на стадионе автоматическую систему пожаротушения. И это стоило того, ведь до сих пор можно найти восторженные воспоминания о том концерте, который прошел больше 20 лет назад.
Репортаж MTV Russia о московском концерте группы
«Откуда вы знаете, какой на самом деле была Белоснежка? Мы решили показать, какими могли быть сказки, если бы мы их писали. Мы вообще ненавидим сказки. Они похожи одна на другую — в каждой какой-то придурочный козел-принц скачет куда-то, скука неимоверная,» — рассказывает бас-гитарист Оливер Ридель.
«Большинство идей возникает в виде стихотворений. Но иногда бывает, что мы даем Тиллю инструментальную версию, которая вдохновляет его на создание текста. Например, песни „Weisses Flesch“ и „Leichzeit“ с предыдущего альбома написаны именно таким способом, текст ассоциировался с музыкой. В этот раз так появилась „Adios“, которая первоначально называлась совсем по-другому.»
«Mutter — это эмоциональное понятие с возможностью обширного восприятия, — рассказывает Пауль Ландерс. — Из-за того, что мы назвали очень тяжелый альбом Mutter, сразу же возникли вопросы. Я хочу быть предельно откровенным — для меня это название слишком патетическое, прежде всего потому, что оно содержит в себе идею об отношениях между сыновьями и матерью. Для меня эти отношения давно ясны, чего не скажешь об остальных участниках группы.»