Дебютную запись группы System of a Down продюсировал сам Рик Рубин, и каждый из пяти альбомов SOAD стал платиновым (а Toxicity — мульплатиновым). Их любят и металлисты, и панки, и поклонники хип-хопа. До распада и после воссоединения они собирали и собирают огромные арены по всему миру. Музыка и борьба за справедливость и человеческие права — группа по сей день выполняет огромное количество миссий. Вот десять интересных фактов о SOAD.
1. НАЗВАНИЕ ГРУППЫ
Изначально группа должна была называться Victims of the Down — по стихотворению, написанному Дароном Малакяном. При совместном обсуждении участниками было решено заменить слово «victims» на более общее «system». Причиной замены также послужило желание Шаво Одаджяна расположить группу ближе к Slayer на полках музыкальных магазинов.
2. TOXICITY И 11 СЕНТЯБРЯ
Спустя шесть месяцев после теракта 11-го сентября, вокалист Серж Танкян заговорил о той полемике, которую спровоцировало творчество SOAD. Кстати, 11 сентября именно альбом Toxicity возглавлял американские чарты.
Ранее Серж заявил, что ЦРУ установило наблюдение за группой за ее «подрывную» деятельность. Дело в том, что с самого начала своей карьеры и по сей день SOAD отличаются довольно радикальными левыми взглядами.
Особенно яростную дискуссию в прессе вызвало появление на их сайте комментариев событий 11-го сентября, которыми SOAD продолжили волну критики американской внешней и внутренней политики. После этого сообщения группу в чем только не обвиняли: начиная от коммунизма и заканчивая антиамериканизмом.
3. БАСИСТ ГРУППЫ
Шаво Одаджян — не только великолепный басист — с самого детства он был вовлечен в совершенно разные сферы искусства. Он появился в клипе AC/DC “Big Gun” в 1993 году, его можно заметить стоящим в толпе рядом с Арнольдом Шварцнеггером, в бейсбольной кепке и белой майке. Также он появлялся в эпизоде “Образцового самца” Бена Стиллера и “Кричащих”, английском документальном фильме об Армянском геноциде.
Помимо этого, Одаджян профессиональный художник. Его работы появлялись во многих видеоклипах SOAD и в живых шоу. Например, одну из его абстракций можно увидеть в видео “Hypnotize”.
4. SOAD НАПИСАЛИ БОЛЕЕ 40 ПЕСЕН ДЛЯ “TOXICITY”
Квартет написал аж 45 песен и записал 33 из них. Одаджян заметил: “Было по-настоящему тяжело. Нам нужно было сделать выбор, а песни нравились нам все. Сначала нам нужно было выбрать 17, которые свел Энди Уоллес, а затем уже из них — 14, которые должны были войти в альбом”.
Следующим летом оставшиеся песни слили в интернет под названием Toxicity II, однако группа отреагировала на инцидент самым лучшим способом — они перезаписали большинство материала, подкорректировали трек-лист и выпустили альбом под остроумным названием Steal This Album.
5. СЕРЖ ТАНКЯН ПРОДАВАЛ ОБУВЬ И РАБОТАЛ В ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДО ТОГО, КАК ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ГРУППЕ
После окончания университета Танкян перескакивал с одной работы на другую, он работал в производстве и розничной торговле в нескольких компаниях, а затем создал собственную — она называлась “Proprietary Vertical Industry Modular Accounting Software”. Позже он рассказывал прессе, что компания занималась разработкой индивидуальных систем бухгалтерского программного обеспечения для ювелирной промышленности в Калифорнии.
6. ЧАСТНАЯ АРМЯНСКАЯ ШКОЛА В Л.А.
Серж Танкян и Дарон Малакян ходили в школу частную армянскую Rose and Alex Bibos, но из-за разницы в возрасте в восемь лет они не виделись вплоть до 1992 года, когда они начали работать над разными проектами в одной студии. Там они образовали группу под названием Soil — Танкян на вокале и клавишах, Малакян — на вокале и гитаре, Дэйв Хакопян на басу. К ним присоединились Одаджян и Энди Хачатурян (который позже покинул группу из-за травмы руки, а затем создал The Apex Theory).
7. METALLICA БЫЛИ ОГРОМНЫМИ ФАНАТАМИ SOAD
Ларс Ульрих и Кирк Хаммет — одни из самых преданных фанатов System of a Down. Они доказали это, когда в голосовании Rolling Stone указывали группу в списках лучших альбомов и лучших песен 2000-х. В списке Ульриха были альбомы Toxicity и Mesmerise, а треки “Toxicity” и “B.Y.O.B.” попали в его список лучших песен. Хэммет оценил Mesmerize и Violent Pornography. В ноябре 2003 на концерте в поддержку Steal This Album! Хаммет присоединился к SOAD на сцене, чтобы сыграть с ними “Aerials”.
8. ДРАКИ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
Известны случаи, когда Малакян и Джон Долмаян били друг друга во время записи и концертов — и сами участники группы считают это делом чести. Те, кто бывал на живых выступлениях группы, отлично знают, что те любят нырять в толпу, беснуются на сцене как животные и нередко колотят друг друга.
“Были времена, когда мы просто сходили с ума, — говорил журналистам Малакян, — Джон и я не давали друг другу спуску. Мои губы были разодраны в кровь, я колотил его микрофонной стойкой по голове и разбивал ее. Шаво и Серж смотрели на нас и говорили: “Ну все, чуваки, хорош уже”. Но сразу после таких драк мы отвозили друг друга в госпиталь, нам накладывали швы друг напротив друга, и мы смеялись и говорили друг другу, что это, пожалуй, лучшие моменты в истории нашей группы”.
9. ПЕСНЯ “ATWA” БЫЛА ВДОХНОВЛЕНА ЧАРЛЬЗОМ МЭНСОНОМ
С меланхоличным текстом, похожим на колыбельную («Hey you, see me, pictures crazy/ All the world I’ve seen before me passing by») и минималистичной аранжировкой ATWA — один из самых сюрреалистических моментов Toxicity. Акроним ATWA — “Air, Trees, Water, Animals” — был придуман Чарльзом Мэнсоном, чтобы описать гармонию природы.
Малакяну пришлось объяснять свое отношение к Мэнсону: “Больше всего он заботился именно о гармонии. За тем, что он сотворил со своей так называемой семьей, был некий метод. Конечно, это ужасно. Я против убийства. Я против того, чтобы идти и перерезать кому-то горло и рисовать дерьмом на стенах. Все это ужасно. Но мне действительно интересны его мысли по поводу нашего общества”.
10. ОСЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ
В 2002 году году вместе с Томом Морелло (Rage Against The Machine, Audioslave) Серж основал некоммерческую организацию «Ось справедливости» (Axis Of Justice). Ее цель — объединить музыкантов, любителей музыки, а также гражданских активистов на местах для борьбы за социальную справедливость и прогрессивные общественно-политические преобразования.
В интервью 2007 года Том Морелло отметил, что на создание «Оси справедливости» с Сержем Танкяном его подтолкнуло наблюдение за некоторыми членами аудитории на фестивале Ozzfest 2002 года, которые пропагандировали расистские лозунги и символику. Чтобы поддержать идеи антирасистских и антифашистских сообществ, «Ось справедливости» присоединилась к движению Anti-Racist Action, вскоре после своего создания.