Факты, которые помогут тебе понять, в чем суть, и надо ли этот стоунер-рок слушать.
1.
Поначалу кажется, будто стоунер рок (он же стоунер метал) — это все, что похоже на Black Sabbath, но не является дум-металом. На самом деле стоунер рок — это практически любой тяжелый рок с тягучими риффами и крепким душком марихуаны. Или кислоты. Одним словом, психоделический хард-рок, которого было пруд-пруди в начале семидесятых, но почему-то отдельным жанром это стало считаться уже в наше время.
Тягучесть риффов, кстати, автоматически не влечет за собой тянучесть музыки — время от времени тебе будут попадаться неожиданно шустрые и задорные образцы стоунера.
2.
Многочисленные — в том числе авторитетные — источники указывают, что стоунер рок придумали Led Zeppelin и Black Sabbath, но это является очень и очень неприличным заблуждением. Фактически уже на самой первой хэви-метал пластинке в истории — «Vincebus Eruptum» калифорнийской группы Blue Cheer стоунер-рок можно расслушать в полную мощь. А это было издано еще в январе 1968 года!
Собственно, и легендарный хард-рокерский хит Iron Butterfly «In-A-Gadda-Da-Vida» (июнь того же 1968) — это уже стоунер рок двухсотпроцентной концентрации. Особенно если знать, что песня названа «In-A-Gadda-Da-Vida» именно потому, что обдолбанный вокалист не смог произнести правильно строку «In the Garden of Eden».
И если положить руку на сердце и быть искренним с историей рок-н-ролла, то можно догадаться, что и альбом группы Cream «Disraeli Gears» — почти что тот же стоунер рок. А это, минуточку, аж 1967!
3.
Стоунер рок семидесятых у всех прочно ассоциируется со связкой Led Zeppelin/Black Sabbath и спейс-рокерами Hawkwind, на самом деле поближе к андеграунду там находились очень примечательные жанровые образцы. Например, Light of Darkness или Leaf Hound. Последних даже иногда обзывают крестными отцами стоунера.
Лондонцы Leaf Hound были сами по себе прекрасны, хотя и выпустили всего лишь один альбом в 1971 году. Видимо, это как раз один из тех типичных для нашей эпохи курьезов, когда то, что команда важна и насущна люди поняли лишь лет тридцать спустя. Кто слышал об этих Leaf Hound в семидесятые?
4.
На самом деле термин «stoner rock» появился сильно позже, энциклопедии отсылают нас к тому случаю, когда лейбл Roadrunner Records издал сборник «Burn One Up! Music for Stoners» (1997). Если тебе вдруг интересно, что за команды разместились на том диске, перечислим их все: Queens Of The Stone Age, Karma To Burn, Fu Manchu, The Heads, Spiritual Beggars, Floodgate, Slaprocket , Leadfoot, Celestial Season, Cathedral, Acrimony, Blind Dog, Sleep, Hideous Sun, Beaver.
Несложно заметить, что многие из перечисленных — реально востребованные патриархи жанра. А еще важно, что Melvins за три года до помянутого сборника обозвали свою пластинку «Stoner Witch».
5.
Жанровых родственников у стоунер рока на удивление мало. Кроме хэви-метала и психодела это в первую очередь сладж метал. Сладж — заметно более экстремальная форма наркотического вязкого металла.
Но что удивительно, пионерами сладжа считается совсем не железная рок-группа, а хардкор-панковая банда Black Flag, на втором альбоме которой вдруг ниоткуда стали вылезать невероятно медленные, тягучие и депрессивные номера в стиле Black Sabbath, приведенного к предельному минимализму.
В прототипы сладжа частенько записывают также имена, как Swans, Celtic Frost, Saint Vitus и конечно же Melvins.
6.
Википедия делит сладж на две категории — собственно, стоунерский сладж и обычный. Помянутые выше Melvins как раз олицетворяют собой традиционный сладж, а стоунерский — Kylesa и Electric Wizard. Честно говоря, большой необходимости в таком делении не наблюдается, сладж он и есть сладж, что его делить. Кстати, модную нынче прогрессив-метал команду Mastodon тоже причисляют к лику исполнителей сладжа — это законно, особенно если за точку отсчета взять альбом «Crack the Skye».
7.
Если говорить о современном стоунер-метале, то хронологически почти всех опередили американцы Masters Of Reality, записавшие впечатляющий ретро хард-рокерский дебютник еще в 1988. Но на первых порах Masters Of Reality звучали, скажем так, недостаточно конопляно. И, кстати, вопреки названию, имели мало общего в саунде с Black Sabbath.
В девяностых стоунер роковые банды стали плодиться как мухоморы после дождя. Что не удивительно — больших усилий и мастерства исполнение такой музыки не требует. Главное, уметь генерить тягучие риффы и обволакивать саунд кумаром. Группы Kyuss, Clutch, Sleep, Monster Magnet и Cathedral встали во главе движения. Все это выглядело так, будто откуда-то из тьмы выползли «темные» хиппи со зловещим саундом и проженными кислотой мозгами. Хотя те же Cathedral или Fu Manchu зачастую умудрялись превратить стоунер в хэдбенгерскую музыку с ядреным зарядом энергии.
8.
Считается, что в мейнстрим стоунер-рок протолкнули Queens of the Stone Age. Может, это и так, ибо вплоть до выхода их альбома «Rated R» (2000) все считали стоунер чисто андеграундным жанром. Разве что Monster Magnet были относительно раскрученным в широкой публике коллективом. До двухтысячных годов стоунер играли в основном уставшие от шума бывшие дэт-металлисты, гранджевики, да панк-рокеры из числа латентных металлистов. В новом же веке стоунер принялись исполнять все, кому не лень.
Queens of the Stone Age — редкий случай, когда супергруппа, собранная из осколков народно любимых коллективов неожиданно стрельнула, превзойдя завышенные ожидания в разы. А собрались в ней ошметки гранджевых и стоунерских команд — Kyuss, Pearl Jam и даже Screaming Trees.
9.
Вечная тяга стоунер рокеров к затяжным и монотонным психоделическим прогонам привела к тому, что в особо запущенных формах стоунер-метал на глазах превращался в пост-метал и дрон-метал.
Рассуждения об этом тебя лишь запутают и собьют с и без того туманного пути, тем более что результаты в большинстве своем сложные для звукового восприятия. В таком виде стоунер стал далеко не самой комфортной для слуха музыкой. Но так и задумывалось. Из каноничных образцов такого рода первыми на ум приходят калифорнийцы Neurosis.
10.
Десять пластинок для первого знакомства:
• Melvins «Gluey Porch Treatments», 1987
• Masters of Reality «Masters of Reality», 1988
• Kyuss «Blues for the Red Sun», 1992
• Cathedral «The Ethereal Mirror», 1993
• Monster Magnet, «Dopes to Infinity», 1995
• Fu Manchu «The Action is Go», 1997
• Electric Wizard, «Dopethrone», 2000
• Orange Goblin «The Big Black», 2000
• Queens Of The Stone Age «Songs for the Deaf», 2002
• Sleep «Dopesmoker», 2003