Пожалуй, Sepultura – первая бразильская метал-группа, бросившая вызов Америке и Европе и получившая господство на мировой сцене в середине 80-х годов.
Сегодня ULTRA расскажет о ней поподробнее.
В то время, когда trash, death и black metal были по существу одним и тем же, гитарист Макс Кавалера, его брат Игорь, басист Пауло Пинто, ведущий гитарист Джайро Гуэдэс и фронтмен Вагнер Ламуньер впервые собрались в Белу-Оризонти, Бразилия, в 1984 году.
Когда было записано их первое демо, Макс взял на себя роль фронтмена и начал формировать группу с примитивным, но новаторским звучанием; злобная, темная, новая сторона метала, которая должна была тяготеть к простоте хардкора и панка и зародить более тяжелые структуры на трэш-сцене.
EP «Bestial Devastation» был выпущен на бразильском лейбле Cogumelo Records в 1985 году, а уже в 86-м появляется первый полноценный альбом «Morbid Visions».
В центре внимания мировой музыки оказалась следующая пластинка «Schizophrenia», предвещавшая уход Джайро и приход на его место Андреаса Киссера.
Обложка альбома «Schizophrenia»
Группа изменяет свое музыкальное видение.
Точное, более ориентированное на трэш звучание проявляется в двух последующих пластинках – «Beneath The Remains» (1989) и «Arise» (1991).
Несмотря на коммерческий спад на металлической сцене, начавшийся в 90-х гг., Sepultura находят своих слушателей и зарабатывают себе репутацию дэт-метал группы, а продажи значительно увеличиваются.
В октябре 1993 года коллектив выпускает свой пятый студийный альбом.
Как и его предшественники, «Chaos AD» отличался брутальностью и интенсивностью, однако имел значительное отклонение от привычного звучания группы, а именно – средний темп, сокрушительные грувы и высокую степень экспериментирования.
Запись проводилась в Уэльсе со знаменитым продюсером Андри Уоллесом, над пластинкой также работали фронтмен Dead Kennedys Джелло Биафра («Biotech Is Godzilla») и вокалист Biohazard Эван Сайнфелд («Slave New World»).
Диск включил в себя и кавер-версию британской рок-группы New Model Army «The Hunt», которая дала понять, что мировоззрение Sepultura явно расширяется.
Это отразилось и на песне «Kaiowas», имеющей акустическое звучание вперемежку со звуками перкуссии и записанной вживую в замке Чепстоу.
Она показала – группа идет дальше в своем развитии.
«Chaos AD» — смелая работа, которая проложила дорогу дальнейшим экспериментам Sepultura.
Альбом Sepultura — «Chaos A.D.» (1993)
«Идея создания «Roots» пришла ко мне после того, как я посмотрел фильм под названием «At Play In The Fields Of The Lord». Он о двух посланниках, которые пробирались сквозь тропические леса. Я пошел к Глории (жене Макса и менеджеру группы) и сказал, что она, вероятно, подумает, мол, я сумасшедший, но я хочу записать концептуальный диск и это должна быть запись с бразильской компанией. Я хотел углубиться в бразильскую музыку. Глория сказала, что это великолепная идея, но у нас нет таких денег. Каким-то образом нам удалось это сделать. Я говорил с бразильским продюсером насчет индейцев. Существует сотни индейских племен, и она направила нас к Xavante, которые более открыты к белым людям и их музыке. Группа длинноволосых фриков не могла быть допущена к другим племенам», — рассказывает предысторию Макс.
Макс и Глория убедили Цеес Вэссэлс, владельца звукозаписывающей студии Roadrunner Records, что этот проект должен инвестироваться.
На что Цеес ответил:
«Окей, вы собираетесь сделать альбом, который будет звучать в стиле регги, и записать его с кучей голых индейцев? Да вы сошли с ума!»
Макс продолжал:
«Мы его напугали, черт возьми! Но он взялся за это. Он доверял мне, он доверял Глории.»
Затем было необходимо добиться понимания от продюсера.
Росс Робинсон –эксцентричный индивидуалист – в середине 90-х стал свидетелем зарождающегося нового стиля метала, который отразился в творчестве таких ULTRA-героев как KoRn и Deftones.
«Я открыл для себя Deftones благодаря своему пасынку Дана. Он подошел ко мне с их кассетой, их музыка отличалась от всего того, что я слышал раньше. Я подумал, это действительно круто – звучание метала вперемежку со всем другим дерьмом», — говорит Кавалера.
Вскоре Sepultura и это новое поколение металлических групп заслужили уважение общества. И тогда бразильцы, наполненные вдохновением, направились в студию Росса Робинсона в Малибу.
«Позже я узнал, что Deftones во время записи своего первого альбома слушали «Chaos AD», это потрясло меня настолько, что все вещи перевернулись на 360 градусов. Я ведь только недавно узнал о них, а они, оказывается, уже давно были знакомы с нашим творчеством. То же самое и с KoRn. Они слышали «Chaos AD». Я предполагаю, что Росс пришел к этому стилю благодаря этим парням.»
Росс не казался очевидным выбором для Sepultura.
Росс Робинсон
«Он был известен тем, что бросал вещи и создавал хаос. Он не был похож на нас. Мне кажется, что мы создавали шоу для Росса, а не наоборот. Мы были довольно серьезным людьми. Мы знали, что мы делаем, и у нас была дикая идея для концепции. Я думаю, Росс был больше шокирован, чем мы сами. Он убедился в том, что у нас действительно сильные живые выступления. Он был готов записывать все, любую ошибку или спонтанную вещь. Лента была всегда с собой, таким образом, он записал много классных моментов, и все это звучит вживую. Идеальный пример – трек «Spit». Он такой живой, необработанный. Слушая его в наушниках, создается впечатление, что ты находишься в студии вместе с группой», — говорит Макс.
Первая песня, которую услышали с пластинки «Roots», была, конечно же, мощная «Roots Bloody Roots».
День, когда она была выпущена в качестве сингла незадолго до релиза альбома, стал определяющим моментом в карьере Sepultura и Макса.
«Песня «Roots…» реально захватила воображение людей! Люди полюбили ее, и группам нравится ее играть, потому что это так легко! Ха-ха-ха! Это всего лишь одна строка, один риф, который повторяется снова и снова, как мантра. Я должен писать больше песен с всего лишь одной строчкой; всем бы понравилось это намного больше, чем все то сложное дерьмо, которое я делаю. В ней что-то есть такое, что так цепляет. Я записал этот трек с помощью гитары и драм-машины, прежде чем мы начали эту пластинку, когда концепция была еще очень личная для меня.»
Решающим моментом в работе над «Roots» стала запись композиции «Itsari», ради которой Sepultura отправились в глубины тропического леса Бразилии вместе с племенем Xavante.
«Мы записывали ее в течение месяца в Малибу, визит племени был как запись другого целого альбома. Это было только для одной песни, но это был совершенно другой опыт. Мы полетели в Бразилию на самолете, который выглядел как старый Volkswagen. Каждый из нас думал, что мы разобьемся. Это был чертовски маленький самолет! Ха-ха-ха! Кругом был лес и лишь одна полоса земли, на которую можно было приземлиться. Мы остановились там с племенем на три дня. Это была реально дикость, реальная National Geographic.»
Несмотря на культурные различия и странность всей ситуации, Sepultura и Xavante прекрасно провели время, записывая совместный трек.
«Когда вы слушаете «Itsari», вы можете уловить в некоторых местах смех индейского племени. Мы сидели в середине круга среди 60 индейцев, и Росс пытался добиться того, чтобы они получились взволнованными, поэтому он бегал вокруг них, размахивая ветвью дерева, и упал прямо на задницу. Все индейцы начали смеяться над тем, как этот сумасшедший парень упал на свой зад. Для меня это все было большим опытом, вся магия этого. Это было так оригинально и так необычно. Удивительное племя. Они подарили нам все эти большие ритуальные маски, которые я храню в своем доме; а мы в свою очередь подарили им все инструменты. Я думал, вдруг они когда-нибудь соберут свою собственную группу! Ха-ха!»
С помощью нескольких стилистических штрихов, заимствованных из нового поколения метала, Россу Робинсону удалось создать уникальный подход к записи «Roots».
Этот диск стал радикальной главой в истории Sepultura и метал-музыки.
Но самая странная идея относительно работы над этой пластинкой исходила от самого Макса.
«Мы похоронили мастера ленты под землей», — посмеивается он.
«Я думаю, что я обо что-то споткнулся. Я действительно хотел поймать вибрации, исходящие от земли, чтобы включить их в запись. Мы были в горах. Это место выглядело, как какая-нибудь фотосессия группы Black Sabbath на фоне большого леса. Я сказал, к черту, давайте похороним эти магнитофонные ленты! Мы закапывали их в течение 24 часов. Росс был абсолютно вне себя. Когда Энди Уоллес получил запись, чтобы сделать сведение, на них была грязь и дерьмо. Благодаря Россу, они звучали очень живо.»
Наконец, в марте 1996 года состоялся релиз альбома «Roots» («Корни»), который быстро стал самым продаваемым диском у Sepultura и привел Андреаса, Пауло, Игоря и Макса к высокой популярности и признанию, превзойдя всякие ожидания всех участников группы.
Тот самый, культовый диск Sepultura — «Roots» (1996)
Это ситуация застала их врасплох и Макс не мог смириться с этим, он по-прежнему двояко относится к такому огромному успеху диска.
«В некотором смысле, я предпочел бы иметь не такую успешную сторону группы. Все получилось слишком большим. Это было странно, потому что мы только влились в это направление и сразу что-то пошло не так. Мы были метал-группой, мы должны были быть черными овцами! Есть люди, которым нравится эта пластинка, но все остальные должны ее ненавидеть. Если ее полюбят все, то это будет странно, значит, или с нами что-то не так, или с миром! Ха-ха-ха! Так что я особо не получил наслаждения от «Roots». Сейчас это странно для меня, потому что я смотрю назад и думаю о том, как я покинул группу сразу же после выхода этого альбома.»
Новость об уходе Макса из Sepultura, сообщенная в конце тура «Roots», встревожила поклонников коллектива.
Когда остальные участники группы приняли решение, что они больше не хотят видеть Глорию в качестве их менеджера, невозместимый ущерб был причинен отношениям внутри группы, поэтому Макс ушел.
Спустя несколько месяцев он появился с новой командой Soulfly, которая превзошла музыкальный эксперимент «Roots» в несколько раз, сохраняя при этом брутальность метала. Но это уже совсем другая история…
Что касается Sepultura, они нашли нового фронтмена, Деррика Грина, и в 1998 году выпустили альбом «Against», который переплюнул предыдущую работу.
Несмотря на кончину классической группы и личные неприятности, которые окружили эти события, Макс отчаянно гордится «Roots» и его значением в его карьере и в эволюции самого метала.
«Roots» возвел метал на новый уровень. Он считается одним из самых инновационных альбомов. Дэйв Грол сказал в интервью, что «Roots» изменил его жизнь. Так что здорово, что мы его сделали. Это хорошо, что есть люди, которые знают, что мы не боялись рисковать и делать то, что считали правильным. И все это пришло благодаря просмотру фильма. Это чертовски крутой альбом!», — подвел итог своему рассказу бывший вокалист Sepultura.