{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Ваше сообщение отправлено!

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Новости НСН

Как слушать нойз

Много слышали о нойзе, но не знали, как и с какой стороны к нему подобраться? Рассказываем.

Нойз появился во второй половине XX века из экспериментов музыкантов, искавших новые средства звукового выражения или просто намеренно издевавшихся над слушателем, всячески стараясь вытащить его из зоны комфорта на неизведанные территории. В результате этих поисков и откровенного хулиганства вдруг открылись врата в совершенно иной мир, который нынешние андеграундные культурологи возводят чуть ли не к самым глубинным архетипам человеческой психики. То, что нойз действительно имеет высокую психоактивную энергию, можно даже не обсуждать — достаточно его послушать. А вот начать его слушать — это уже куда сложнее.

Как начать слушать нойз?

Для тех, кто всё-таки не боится и решил стать звуковым мазохистом, существует два проверенных способа начать получать удовольствие от подобной музыки:

«Метод Епифанцева»

Первый, опробованный автором этих строк, похож на самый быстрый способ научиться плавать — нужно буквально бросить себя в пучину нойза. Выбрать самое агрессивное, что только можно найти, залить в плеер и слушать только это. Остальную музыку лучше удалить вовсе. Сначала будет дискомфортно, а люди в общественном транспорте станут косо на вас посматривать, заслышав равномерный гул из ваших наушников — это следует стойко и мужественно перетерпеть. Зато некоторое время спустя (от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от прошлого музыкального багажа) ушам и чувству прекрасного перестанет быть больно, а в мешанине скрежета, гула и воя вдруг откроется завораживающий и волнующий новый мир. Обозначим этот способ «методом Епифанцева»: герой «Зелёного слоника» и радикальный артист в одном из интервью обмолвился, что таким образом приучил себя слушать грайндкор.

«Начни с малого»

Второй способ войти в мир шумовой музыки — более щадящий и на самом деле полезный для музыкального кругозора. Его можно назвать «Начни с малого», и в этом заключается вся суть. Начинать стоит с чего-то совсем лёгкого и близкого к музыке, привычной уху. Благо сегодня шумовые элементы можно встретить в любом жанре. Если вы всю жизнь слушали хип-хоп, то Dalek и Death Grips отлично подойдут для первого знакомства с нойзом, если метал — многие блэкари промышляли записью чисто нойзовых пластинок, а для любителей электронной танцевальной музыки и вовсе создали целый жанр — пауэр-нойз.

 

КЛАССИЧЕСКИЙ НОЙЗ

Кому слушать: эстетствующим снобам и ветеранам подполья

Это, собственно, то, с чего всё началось: ранний Бойд Райс, «Metal Machine Music» Лу Рида, эксперименты Throbbing Gristle, Current 93, Nurse with Wound и Einstürzende Neubauten — везде можно найти элементы, которые впоследствии стали ключевыми для шумовой музыки, а то и вовсе породили новые поджанры. Из характерных особенностей можно отметить просторнейшее поле для экспериментов со звуком (от обычного скретча до перепайки синтезаторов) и относительно дружелюбный для современного слушателя звук — некоторые аудионаркотики звучат даже агрессивнее.

Сюда же можно отнести так называемый индастриал-нойз — более ритмичный и структурированный. Отлично подходит для знакомства с шумовой музыкой, но при длительном прослушивании может сильно надоесть: главной задачей тогда был поиск нового звучания и провокация, а не продумывание драматургии композиций.

 

Кого слушать:

Ранние записи Бойда Райса

Группа Current 93

Проекты Александра Лебедева-Фронтова   

ХАРШ-НОЙЗ

Кому слушать: аудиомазохистам, кибербуддистам

Детище сумрачного японского разума, который привык любое явление доводить до своего логического предела и идти дальше. Попав в руки японских подпольщиков, нойз стал агрессивнее, злее и на удивление медитативнее, прекрасно вписавшись в местные эстетические принципы обнаружения красоты там, где западный человек видит только тлен и разрушение.

Монотонные или, напротив, ураганно сменяющие друг друга звуковые структуры, извлекаемые порой из самых неочевидных источников, невероятная плодовитость (порой в ущерб качеству) шумовиков и почти фетишистское внимание к оформлению релизов — вот главные особенности харш-нойза.

Западный харш-нойз, как правило, более монотонный и бесхитростный, так как упор здесь делается скорее на шоковую тактику, чем на герметичное самосозерцание японского нойза. Именно на Западе появилось такое явление, как harsh noise wall, главные принципы которого: «Без динамики, без изменений, без развития, без идеи».

Кого слушать: 

Merzbow

Masonna

Sleep Column

Vomir

РИТУАЛЬНЫЙ НОЙЗ

Кому слушать: адептам странных культов, психиатрам

Собственно, в названии и раскрывается вся суть этого явления: шум как ритуал или сопровождение ритуала. Производит в зависимости от градуса неадеквата исполнителей воздействие от медитативного погружения до трансового исступления. По звуку он мало отличается от простого нойза, но может быть сыгран и целиком на шумовой перкуссии. Главным же для адептов ритуального нойза является идеологический посыл и живые выступления, представляющие собой либо настоящие ритуалы, либо их имитацию.

 

Кого слушать:

Aesthetic Meat Front

Stalaggh

Enbilulugugal

 

РАДИОНОЙЗ 

Кому слушать: радиолюбителям, бывшим полярникам и радистам

Явление, очень распространёенное в российской нойз-тусовке 1990-х годов. В идеале представляет собой фиксацию радиопомех без какой-либо последующей обработки или с минимальным постпродакшеном, что роднит это направление с полевыми записями и конкретной музыкой. Является одним из ближайших собратьев нойз-эмбиента и отлично зарекомендовал себя в качестве музыки для сна: спокойные монотонные шорохи и попискивания действуют на психику почти как потрескивания поленьев в камине и шум дождя за окном. А если в доме имеется оставшийся от бабушки старый советский радиоприёмник, то есть и самый бюджетный вид нойза — можно даже не покупать релизы, достаточно просто настроиться на пустую волну.

 

Кого слушать: 

Kryptogen Rundfunk

DN23rd

ПАУЭР-ЭЛЕКТРОНИКС

Кому слушать: агрессивным бритым наголо молодчикам, мрачным эстетам

В одном из юмористических описаний видов индустриальной музыки данный поджанр очень точно охарактеризовали как «прораб матерится на стройке». Отцами-основателями пауэр-электроникс стали англичане Whitehouse, которые стали кричать в микрофоны под нойзовое звуковое сопровождение. Казалось бы, ничего особенного, но затея так понравилась во всём мире, что группы, играющие пауэр-электроникс, стали появляться со сверхзвуковой скоростью.

Надо отдать должное, этот поджанр шумовой музыки в своём развитии не застопорился, породив более атмосферный дэт-индастриал и сроднившись с минималистичным синтипопом на лейбле Galakthorrö.

 

Кого слушать: 

Whitehouse

Genocide Organ

Brighter Death Now  

Green Army Fraction

ПАУЭР-НОЙЗ

Кому слушать: ищущим себя клубным тусовщикам

Несмотря на схожие названия и непосредственное отношение к шумовой музыке, пауэр-электроникс и пауэр-нойз — очень разные направления. Поэтому в последнее время для описания последнего всё чаще используется более точный термин «distorted beat music». Да, это действительно музыка, и она построена исключительно на ритме, перегруженном примочками. Непосредственно ритм может быть как стандартным для техно 4/4, так и ломаным, как в джангле — это уже дело вкуса музыканта.

В рамках пауэр-нойза уживаются совершенно разные артисты: от радикальных техно-продюсеров, стремящихся добавить гари в свои треки, до настоящих философов звука, имеющих чёткое концептуальное представление о том, зачем вообще перегружать ритмы. Подразнив, казалось бы, танцевальным ритмом, они резко меняют темпы и размеры, выкидывая из зоны комфорта и перечёркивая всё желание, танцевать — непередаваемое ощущение.

 

Кого слушать: 

Converter

Hypnoskull

Mlada Fronta  

 

Источник

Вернуться к списку новостей

Новости, которые вас могут заинтересовать

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}