С 1995 по 2000 год вокалистом легендарной панк-группы Misfits был Майкл Грэйвс. Первый концерт с легендами панка состоялся в Хэллоуин 1995 года. Тогда никто не знал, что за этим последует полная реанимация культового коллектива. Через год Misfits записали первый альбом с Грэйвсом – «American Psycho», буквально воскресивший старых музыкантов и давший банде почву для энергичного роста. Затем последовал еще один прорыв – лонгплей «Famous Monsters», после которого группа распалась. Через несколько лет бас-гитарист Misfits Джерри Онли заново собрал коллектив.
Майкл Грэйвс к тому моменту успел начать сольную карьеру. На данный момент на его счету множество дисков — начиная от продолжающего традицию тяжелого исполнения «When Worlds Collide», заканчивая абсолютно аутентичным «Wanderer». Он не задерживается на конкретных стадиях своего творчества, развиваясь и постоянно пробуя новое. Свои привычные выступления в духе хоррора Грэйвс смешивает с акустической программой, вместе с этим давая публике почувствовать энергию хорошо знакомых песен в новом ключе.
Майкл Грэйвс специально для первой альтернативной радиостанции России — Радио ULTRA рассказал о приходе в Misfits, первом сольном диске, выступлениях с Danzig и со старыми коллегами.
Радио ULTRA: Есть несколько разных версий твоего присоединении к Misfits. Одна из них – якобы ты откликнулся на объявление басиста Джерри в газете, а другая — что Питер Стил из Type O’Negative привел тебя. Что из этого правда?
Майкл Грэйвс: Конечно, в этом есть доля правды, хотя истина посередине. Я расскажу, как все было. Я попал в Misfits случайно. Это стечение обстоятельств. Я работал в студии со своей бандой – Mopes, и парень, который нас записывал (его зовут Бобби Элекка), также работал и с Misfits. Потом, в студии, Бобби подошел ко мне и сказал: «Есть группа, называется Misfits. Я знаю этих ребят с детства! Они ищут вокалиста. На данный момент у них никого нет – почему бы тебе не позвонить им?». И я позвонил! Они поняли, что я по-своему талантлив, так что, взяли меня на заметку.
Объявление в The Village Voice вышло, наверное, через четыре-пять месяцев. У Джерри и Дойла [басист и гитарист Misfits – прим. Радио ULTRA] был трудный период, и они еще определялись с решением звать меня в состав или нет. И постоянно ходили какие-то слухи – например, о том, что Дэйв Вэниан [вокалист The Damned – прим. Радио ULTRA] будет на вокале. Получается, они держали меня на расстоянии. В октябре 1995 года Misfits требовалось выступить в канун Хэллоуина… Ведь это абсолютно их тема – Хэллоуин, воскрешение живых мертвецов. Если бы они упустили этот шанс, им бы пришлось ждать целый год.
Тогда менеджеры Type O’ Negative связались с Джерри и Джойлом: «Если вы захотите сыграть несколько песен как Misfits и выступить вместе с Type O’Negative, в Roseland Ballroom в Нью-Йорке в канун Хэллоуина – мы организуем это!». Джерри и Дойл сказали: «Потрясающе! Но у нас нет вокалиста!». И они попросили Пита Стила [вокалист Type O’ Negative – прим. Радио ULTRA] выступить с ними. Пит согласился.
Но он не знал ни одной песни Misfits, и ребята позвонили мне с просьбой научить Питера исполнять материал. Я был огромным фанатом Type O’ Negative – представь мой восторг! Конечно, я согласился! Мы собрались в Бруклине на репетиции, и я начал учить Пита. На середине репетиции он вдруг остановил всех и сказал: «Ребята, да это ваш вокалист! Этот парень знает эти песни и поет их лучше, чем кто-либо в этой комнате. И намного лучше меня». На тот Хэллоуин я вышел на сцену уже в роли вокалиста Misfits. Все остальное – уже история.
Радио ULTRA: Но скажи, каково вам было начинать работать с учетом бэкграунда группы и насколько сильно это влияло на то, что ты делал в составе Misfits?
Майкл Грэйвс: Так вышло, что характером я похож на Гленна. Своим поведением я прямо напоминал ребятам его. Думаю, у меня с ним было много общих музыкальных корней. И конечно же, я был и являюсь фанатом Гленна Данцига. За всю жизнь я успел посетить огромное количество его выступлений! Но я знал, что мне нужно послать все прошлое куда подальше. Ведь, в конечном счете, вернуться к прошлому было бы неправильным. Так что, я просто был самим собой.
Я полностью выучил репертуар Misfits. Весь старый материал Misfits, если угодно. Осознал подход Гленна. Понял, как он работал: Гленн писал все эти песни, находясь в ореоле ужастиков категории «Б», научной фантастики… Это было потрясающе! Я взял это на вооружение, совместив себя с тем, кем Гленн был как личность. Вот как появился «American Psycho».
Я немного осовременил эту идею. Ведь «Американский психопат» — это роман Брета Истона Эллиса — на тот момент он был очень популярным и заставлял людей задуматься: «Что будет дальше с американским обществом?». Я понимал, что Misfits все знали как группу, которая постоянно использует «Воу-воу-воу!» в своих песнях. Это фишка Misfits. И неслучайно первое, что ты слышишь на этом альбоме – припев «Воу-воу-воу!» в начале «American Psycho».
Радио ULTRA: «American Psycho» всегда казался немного ближе к хардкору. На «Famous Monsters» у вас появилось больше романтики… Было ли это связано с твоими личными ощущениями, или в процессе работы каждый привнес в лирику что-то свое?
Майкл Грэйвс: Думаю, все вместе. В текстах я несколько ушел в романтику. Я стал лучшим вокалистом, чем прежде. Я сконцентрировался на работе. Сам «American Psycho» и последовавший за альбомом Resurrection Tour [«Тур воскрешения» — прим. Радио ULTRA] поистине оказались нашим воскрешением — ведь мы приложили столько усилий! Было много алчности, злости, сарказма, которые мы хотели выплеснуть.
А вот «Famous Monsters» оказался более спокойным. Так получилось потому, что все мы – Джерри, Дойл, Чад и я — хотели выразить наши ощущения на более глубоком уровне. Мы авторы песен, поэтому смогли вытащить эти ощущения из самих себя. И, конечно же, мы были настоящей командой и улавливали все эти эмоции друг в друге. Получилось круто!
Радио ULTRA: Вашему успеху и культовому статусу сопутствовал распад коллектива. Скажи, ты сам представлял, каким бы стал ваш следующий альбом, если бы не нарастающие противоречия?
Майкл Грэйвс: Это был бы отличный симбиоз «American Psycho» и «Famous Monsters». Думаю, в нем было бы больше жесткости, больше сильных мелодий и больше сильного вокала. Есть две песни, которые прекрасно показывают, к чему мы стремились. Это «Fiend Without a Face» и «No More Moments». Они обе отражают то направление, в которое мы шли. Думаю, наша следующая пластинка была бы невероятной, потрясающей! Мне жаль, что мы так и не записали ее.
Радио ULTRA: Ты, как сольный исполнитель, не боишься экспериментировать. В твоих поздних работах – например, том же «When Worlds Collide» можно найти те самые мотивы и направления, которые были начаты еще на альбомах «American Psycho» и «Famous Monsters». Тебе не тяжело оглядываться назад?
Майкл Грэйвс: Для меня не сложно оглядываться назад, так как я был охвачен всем этим в прошлом. Тогда я признался обо всех своих демонах, эмоциях, страхах. Все, что мне было нужно – смириться с этими вещами. Я сделал это и похоронил их! Я иду дальше! Отдаю себе отчет на основе достижений и побед. Я фокусируюсь на них намного больше, чем на неудачах. И смотрю назад с гордостью и счастьем. Я счастлив и благодарен всему. Я всегда говорил о себе как о Форресте Гампе в музыке. Моя жизнь удивительна!
Радио ULTRA: После ухода из Misfits ты выпустил первый сольный диск – «Punk Rock Is Dead», записанный практически самостоятельно. Насколько сложно тебе далась эта пластинка?
Майкл Грэйвс: Я записал ее через три-четыре года после того, как оставил группу. Жизнь на этом не заканчивалась, нужно было идти вперед. Я принял участие в политической жизни – решил высказывать на важные темы — культура, состояние музыки и панк-рока. Когда «Punk Rock Is Dead» вышел, я все еще работал в одиночку. У меня не было лейбла, на котором можно было бы выпустить альбом. У меня не было ничего! Поэтомуи записал его самостоятельно! Альбом «Punk Rock Is Dead» сильно отличается от пластинки, которую могли бы выпустить Geffen Records или Roadrunner Records. Я продолжал работать в том направлении и знал – это «выстрелит». Я знал, что если продолжу работу, буду верен себе, то мой талант кто-нибудь заметит.
Радио ULTRA: А что насчет названия альбома?
Майкл Грэйвс: В нем двойной смысл. Ведь, по сути, я был в нокдауне. Меня многие критиковали – как в Америке, так и в Европе. Панк-рокеры просто ненавидели меня! Я был их врагом номер один из-за того, что говорил. Но меня это не трогало, ведь я заявил: «Punk Rock Is Dead» – «Панк-рок мертв».
Панк-рок, который я любил, был жанром, где ты можешь высказать свое мнение — высказать все, что у тебя есть, выложив карты на стол. И тебя никто не может послать или вытолкнуть из общества. Никто не мог наорать на тебя и вынудить уйти из-за того, что ты говорил что-то иное и придерживался других взглядов. Панк-рок, который я знал, оказался мертв.
Но тут был и второй смысл. Я имел в виду стиль, олицетворявший идеи и идеалы, близкие мне. Несмотря на расхождения во мнении, взглядах… цвете волос… я не буду тем человеком, который станет кого-то посылать, судить так же, как и те люди, с которыми я работаю. Плюс ко всему, вся моя жизнь по большей степени ассоциируется с монстрами, призраками, гоблинами и тому подобным. И да, в таком виде настоящий, первозданный панк можно считать мертвым. Во всяком случае, тот панк-рок, каким он был, когда я стал его частью.
Радио ULTRA: На альбоме «The Lost Skeleton Returns» ты объединил весь свой опыт и перезаписал несколько песен эпохи Misfits. Что довольно затратно – гораздо проще было бы выпустить компиляцию. Что заставило тебя опять взяться за эти хиты?
Майкл Грэйвс: В то время я готов был освободиться от всего. И одним из пунктов освобождения стала идея опять взяться за эти песни. Однако я хотел и немного осовременить композиции с учетом новых идей, витавших у меня в голове. Это как нажать кнопку перезагрузки и заново представить эти песни в более роковом ключе. Я хотел показать, что не стою на месте: задействовал новые идеи, перемешав их со старыми работами. Все увидели, что я способен исполнять не только треки середины 90-х вроде «American Psycho», но и свежий материал.
Радио ULTRA: В 2013 году ты выпустил альбом «Vagabond Acoustic», за которым последовал «Wanderer» и его акустическая версия. Скажи, почему в тот момент ты обратился к акустическому формату? Ведь многие артисты «тяжелеют».
Майкл Грэйвс: У меня достаточно много приоритетов в работе. На концертах мы играем достаточно тяжелую музыку. Но затем у нас выходят альбомы вроде «Vagabond» или «Wanderer», которые абсолютно отличаются по звуку. На тот момент все было завязано на ощущениях – я чувствовал, что должен выпустить пластинку, которая бы звучала именно так. Все это было у меня внутри. И все это рождалось естественным образом – как и мои более тяжелые работы. Просто все эти диски выходили в разное время.
Тогда был подходящий момент для выпуска такой пластинки. И я был уверен, что музыка зацепит слушателей. Хотя бы потому что, в моих прошлых релизах уже был этот саунд. Просто подавался он по-разному. Однако все элементы и ингредиенты действительно были там. Подсознательно я понимал, что это найдет отклик у моих фанатов, и всех, кто будет слушать эти композиции. И, в конечном итоге, эти песни прокачают их даже больше, чем мои прежние релизы.
Радио ULTRA: Окей, теперь о ваших концертах. Скажи, в чем для тебя состоит преимущество акустического исполнения?
Майкл Грэйвс: Думаю, здесь можно провести параллель с лазерным лучом. На акустических шоу ты более сфокусирован эмоционально. Присутствует простота гитарного звука — то минимальное, что ты можешь создать с этим инструментом. От ритмов и тонов до мелодий. И мой голос, как сопутствующий элемент, передает все нужное. Конечно, это сложно. Хотя, как мне кажется, это у меня получается особенно хорошо.
Сейчас, когда у меня есть целый концертный состав, и мы выступаем с акустической программой, это выводит наши выступления на абсолютно другой уровень. Те ноты, которые я слышу, то, как пою, и вся та приятная напряженность наших обычных выступлений… Физическая нагрузка здесь выше, чем у любого циркового артиста. Акустическое шоу более интимно, чем стандартный концерт.
Радио ULTRA: Это работает не только для твоих новых песен, но и для хорошо известных старых хитов. На «Vagabond» ты записал новую версию «Dig Up Her Bones» с клавишными и акустической гитарой. Скажи, для тебя она зазвучала действительно по-другому?
Майкл Грэйвс: Многие из этих песен являются своего рода терапией для меня. Сама песня «Dig Up Her Bones» интригует меня, поскольку, как и многие фанаты, я смотрю на нее, слушаю ее каждый вечер. Мы записывали ее в разных вариациях столько раз! И это не поиски чего-то. Я давно нашел себя. Но в жизни есть и пустота, которую ты пытаешься заполнить кусочками разных пазлов. «Dig Up Her Bones», как и любая другая моя песня, способна заполнить пустоту.
Я все еще возвращаюсь к этим песням. Мое отношение к своим песням – не такое, как у других музыкантов. Для меня музыка — не только инструмент, но и ресурс. Все это работает на меня… Я – тот, кто написал эти заклинания и сам же их исполнил. Люди спрашивают меня, устаю ли я когда-нибудь играть. Да я жду не дождусь того, чтобы снова сыграть их!
Радио ULTRA: В 2009 году ты впервые за девять лет вышел на сцену с Дойлом и Dr.Chud, исполнив несколько классических песен Misfits. Скажи, для тебя шоу было особенным?
Майкл Грэйвс: Дружище, это сладостный момент моего триумфа! Дойл позвонил мне и спросил, могу ли я спеть с ними несколько песен. Я ответил: «Конечно!». Площадка находилась в близости от моего дома. Все было легко, мне ничего не стоило приехать и сыграть пару песен.
Это был триумф — мы разогревали публику перед выходом Гленна Данцига. Это было шоу Danzig, и возможность сыграть так хорошо, как мы только могли. Публика скандировала: «Майкл Грэйвс! Грэйвс! Грэйвс!». Я не забываю об этом! Как это было потрясающе!
И говоря о Misfits: я знал и верил, что мы можем работать вместе. Я знаю, чего мы добились в прошлом. Знаю, чего мы могли достигнуть в будущем безусловно чего-то крутого! И я не тот, кто будет просто хранить это в себе. Я очень надеюсь, что в будущем рассудительность победит, и мы сможем дать нашим фанатам то, что они хотят – еще один раз! Еще один раз увидеть нас вместе.
Радио ULTRA: Все твои сольники очень разные. Ты не перестаешь пробовать что-то новое. Скажи, что еще ты хотел бы испробовать? Какие направления?
Майкл Грэйвс: Я не стою на месте. Есть артисты, с которыми мне было бы интересно поработать. Например, рэпер Доктор Дре, KRS-One. Я бы с радостью записался с артистами вроде Дэйва Мастейна из Megadeth или с Lamb Of God – с кем-то по-настоящему тяжелым! Кроме того, с радостью поработал бы с исполнителями кантри. Я люблю госпел и национальную музыку Америки.
Я не хочу замыкаться. Не могу сказать, что привязан к чему-то одному, на фоне чего все остальное меркнет. Я стараюсь чувствовать музыку независимо от стиля и аранжировок. Кантри, хип-хоп, фанк, рок, метал – да я люблю все! И если я могу выражать в музыке эмоции и заново переживать лучшие моменты карьеры – я буду это делать, как и делал всегда!
Интервью взял Данил Волохов специально для Радио ULTRA