90-е годы были ярким периодом в музыке – жанры регулярно изменялись, а порой их границы оказывались и вовсе размыты.
Исполнители не хотели оставаться в привычных рамках — напротив, они тяготели к экспериментам и расширению музыкальных горизонтов.
Рэп начал брать вверх над хард-роком, в то время как поп-музыка поглотила все существующие жанры.
Свое развитие получила электроника, построенная на битах – по-настоящему атмосферное и чарующее звучание.
В центре этого музыкального водоворота оказались некоторые музыканты, такие, как Beck, Radiohead и Dr. Dre, чье видение и творчество помогли направить бесструктурные аккорды, тона и мелодии.
Но также была и группа, чье влияние оказалось не менее важным, но наиболее недооцененным.
Massive Attack считаются пионерами трип-хоп-движения, которого придерживались и такие артисты, как Portishead, Трики и др.
Символом жанра стала так называемая Бристольская Волна — коллективы английского города Бристоль, осваивающие новые звуковые горизонты.
Massive Attack родом именно оттуда.
Проект был образован Робертом «3D» Дель Найя, Грантом «Дэдди Джи» Маршаллом и Эндрю «Мушрум» Ваулзом в 1988 году.
Эти парни видели возможность в объединении тенденций электронной музыки и хип-хопа, собственно, это и стало толчком к созданию коллектива, который не был притеснен никакими правилами или принципами.
Massive Attack — одна из первых банд, которой удалось объединить эстетики этих направлений в нечто связанное и пригодное к жизни.
Эти трое музыкантов впервые собрались вместе в творческой тусовке The Wild Bunch – группы людей, которые помогли сформировать и поддержать клубную сцену в Бристоле в середине 80-х.
Они начинали с того, что занимались созданием музыки для других артистов, в том числе для Карлтона МакКарти, написав для него первый сингл.
Но при поддержке Нене Черри [шведская певица, поэт, композитор и рэпер. – прим. Радио ULTRA], они подписали контракт с Circa Records – лейблом, который в 1990 году стал частью британской медиагруппы EMI [одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира. – прим. Радио ULTRA].
Дебютный альбом Massive Attack «Blue Lines», получивший положительную оценку критиков, был выпущен в 1991 году.
Его продюсированием занимался муж Черри — Кэмерон Маквей.
Эта работа показала, что трио является одним из первых новаторов процветающего десятилетия. Их способность создать превосходную смесь из джаза, танцевальной музыки, электроники и прочих стилей, привела к тому, что исполнение группы приобрело выдающиеся и узнаваемые черты.
Для записи следующей пластинки — «Protection» 1994-го – Massive Attack привлекли к сотрудничеству вокалистку британского дуэта Everything But the Girl Трейси Торн, чтобы создать танцевальный альбом, заимствовав многочисленные методы и звуки.
В новой работе, так же, как и в «Blue Lines», границы между жанрами размыты.
И теперь их музыка действительно не ограничивалась (если такое вообще когда-либо имело место!) категориями и рамками.
Песни стали гораздо более аморфны и податливы, использовались текстурные ритмы, которые позволяли экспериментировать, не теряя при этом индивидуальности.
Каждая новая пластинка показывала стремление Massive Attack уйти от предыдущего звучания.
Так, в 1998 году выходит их самый успешный студийный альбом «Mezzanine», который был включен в список ста величайших альбомов (!) Британии всех времен.
Этот диск в стилистическом плане также отходит от предыдущих работ коллектива.
Он по-прежнему обхватывает изрядный диапазон звуков, но в более широкой форме, чем раньше.
У группы складывается окончательный музыкальный месседж — и, кстати, это первый диск, над которым, помимо самих Massive Attack, работал продюсер Нил Дэвидж.
«Mezzanine» имеет депрессивный оттенок благодаря темным тонам и мрачным ритмам, из-за чего звук становится насыщенным и тяжелым.
Группа собрала все свои переживания, сформировав определенное мировоззрение, которое и вошло в новую работу.
Этот альбом привел к расколу в Massive Attack, в том числе к уходу из состава Ваулза.
В его отсутствие коллектив приглашал к сотрудничеству рутс-реггей-музыканта Хораса Энди для записи нескольких песен.
Каждый трек воспринимается как индивидуальный и изолированный от остальных, как будто группа собрала 11 музыкальных личностей в одну запись.
Задумчивый шедевр — трек «Angel», записанный совместно с вокалисткой шотландского музыкального коллектива Cocteau Twins Элизабет Фрейзер, оказался лучшим по звучанию среди остальных композиций.
«Mezzanine» отличается от всех тех вещей, которые поклонники слышали ранее, даже когда коллектив придерживался старых образцов, включая биты, заимствованные от таких исполнителей, как The Velvet Underground, Ultravox, The Cure и Айзека Хейза, и создавал свою электронную интерпретацию.
90-е годы – это время, когда происходила реконструкция многих жанров, и артисты, не приспособившиеся к переменам, отходят на задний план.
Но для Massive Attack этот период стал шансом оставить свой след в музыкальной сфере, создав из своего имени целый бренд.
Переходя от «Blue Lines» к «Mezzanine» группа покорила новые вершины.
Пластинка «Mezzanine» — это настоящее изобретение, приводящее слушателей в экстаз, это блестящий ход в карьере Massive Attack.
И мы до сих пор можем наслаждаться группой, которая создает звуки с тем же мастерством и проницательным интеллектом.