Гид по творчеству Korn

18.01.2021

Korn были одними из первых в ню-метале. Да, жанр начал проклевываться задолго до них: в музыке Pantera, Fear Factory и Anthrax, да и Deftones что-то сочиняли уже в конце восьмидесятых. Но именно Korn окончательно сформировали новое направление, заложили его основы и вдохновили десятки других групп.

Группа образовалась в 1993 году, ню-метал с тех пор успел родиться, стать едва ли ни музыкой номер один, умереть и возродиться в новом виде. Все эти годы группа Korn чувствовала себя прекрасно, оставалась и остается актуальной, уходила в новые жанры, но всегда возвращалась к ню-металу, чтобы дать ему пинка.

Korn (1994)

В музыке крайне редко появляются новые жанры. Не просто миксы уже существующих направлений, а принципиально новый звук, который сложно вообще с чем-то сравнить. Поэтому 1993 год – год рождения Korn – дата историческая. Группу основали бывшие участники банды L.A.P.D. – гитарист Джеймс «Манки» Шейфер, басист Рэджинальд «Филди» Арвизу и барабанщик Дэвид Сильверия в калифорнийском городе Бейкерсфилд (оттуда же родом другие пионеры ню-метала – Adema и Orgy). Чуть позже к ним присоединился второй гитарист Брайан «Хэд» Уэлч. 

Вокалист Korn – Джонатан Дэвис – стал последним участником группы. В момент ее основания он по кабакам пел в составе Sex Art, одно из его выступлений увидели Манки и Хэд. Они страшно впечатлились эмоциональностью и голосом Дэвиса, позвонили ему на следующий же день и уговорили перепрыгнуть к ним – и не прогадали.

Изначально группа называлась Creep, но музыкантам имя казалось скучным. Кто-то предложил назваться Corn – дескать, прикольно было бы такое дурацкое название сделать крутым. Идея и вправду сработала. Слово стилизовали в очень узнаваемый вид KoЯn – с ошибкой и повернутой не в ту сторону R, как будто ребенок накарябал.

Никаких планов по захвату мира у Korn не было. Мужики просто тусовались, писали музон для души и выступали в барах. Впрочем, уже тогда их начали замечать; многие описывали звук группы, как «новое поколение рока». До первого альбома они созрели спустя год – в 1994-м. Стартовали в мае, закончили в июне – вот так быстро делалась история. Впрочем, родился ню-метал все-таки годом раньше – тогда группа подготовила демо-диск Neidermeyer’s Mind, все песни с него в том или ином виде попали на последующие альбомы Korn. 

Как же звучит дебютник Korn и что его сделало особенным? Это очень агрессивный, тяжелый даже по сегодняшним меркам альбом. Заниженный гитарный строй, хрустяще-фуззовый звук, максимально простые, долбящие прямо по башке риффы, фанковый ритм и звенящая басуха: Korn без слэпа – не Korn. Поверх этого бесконечная истерика Дэвиса, который будто разговаривает сам с собой и медленно сходит с ума: то мямлит в микрофон, то напевает грязные слова, словно детскую считалочку, то дичайше рычит, переходя чуть ли ни на лай – услышите однажды и уже не забудете, ни с кем не спутаете. Лирика грубейшая, без лишних метафор, все в лоб и самыми народными словами. Тематика песен – детские переживания Дэвиса, включая физическое и сексуальное насилие, которое он, к сожалению, действительно пережил. Видимо, это и делает музыку Korn такой зловещей, словно снафф-видео. Во время записи самой тяжелой песни – Daddy – Дэвис натурально рыдал вместе со всей группой, и это попало на запись. Многие песни с этого альбома стали сегодня классикой тяжелой музыки: Blind, Shots & Ladders, Clown, Ball Tongue – да почти весь альбом, чего уж там. 

Но не стоит забывать и про крестного отца ню-метала – продюсера Росса Робинсона, с которым Korn записывала свой дебютник. Эта работа фактически дала начало его внушительной карьере и позже он поработал со многими легендами жанра: Limp Bizkit, Slipknot, Sepultura, Soulfly, Cold – список огромный. И многие группы из списка открыто называют ранних Korn своим источником вдохновения. 

Успех альбома был не оглушительным, но заметным – золото он взял довольно быстро. После его релиза группа отправилась в полноценный тур и сыграла на разогреве у Оззи Осборна вместе с Deftones. Но что важнее, вокруг Korn образовалась преданная фан-база.

Life is Peachy (1996)

Хороший, но самый, наверное, проходной альбом Korn, снова спродюсированный Робинсоном. Недостаток у него всего один, зато какой – это фактически Korn II. Life is Peachy в плане звука ничем не отличается от дебютника – та же энергия, та же сырость, те же неприятные темы. Просто послушать круто, но в историческом плане значение у пластинки почти нулевое.

Сочинялось и записывалось все максимально быстро, барабанщик группы Дэвид Сильверия даже признавался, что в студии едва ли не половину партий сочинял на ходу. Впрочем, в этом и была идея записи – поймать дикий настрой группы. Не могу сказать, что не получилось. Критики и фанаты пластинку приняли тепло, свой успех группа закрепила. Плюс Life is Peachy подарил нам два монументальных хита – A.D.I.D.A.S и Twist, в которой вместо текста используется лающий вокализ Дэвиса. 

Follow the Leader (1998)

Предыдущие альбомы Korn были успешны, но Follow the Leader стал настоящим феноменом, дебютировав на первом месте в топе Billboard 200. Для сравнения, дебютник смог добраться только до 72 места. В поддержку альбома группа отправилась в мегауспешный тур Family Values, в ходе которого музыканты регулярно останавливались в разных местах, чтобы пообщаться с фанатами и раздать автографы. Ню-метал окончательно вылез из подполья и зазвучал по радио, а у Korn даже появилось собственное еженедельное шоу на MTV.

Но вот в чем ирония – успех чуть не уничтожил группу. Внезапная слава и море денег в руках вчерашних подростков привели к ожидаемому результату: алкоголь, наркотики, беспорядочный секс и психические проблемы. История грустная, но не уникальная. Дэвиса и остальных музыкантов угнетало, что они не могут просто тусоваться с фанатами как раньше и вынуждены жить в окружении телохранителей. В какой-то момент участников группы тошнило друг от друга, они страдали от депрессии и постоянного недосыпа. Вот что на этот счет говорил Филди:

«У нас было слишком много хорошего, и оно превратилось в плохое. Мы не могли терпеть друг друга и делали много дерьма, чтобы просто убить день.»

Но если такова цена великого альбома – пусть так. На Follow the Leader группа впервые решилась на эксперименты со своим уже фирменным звуком. Лицом альбома, конечно же, стали песни Freak on a Leash и Got the Life – радиохиты, одни из самых известных в дискографии Korn. Про вторую Дэвис в 2013 году скажет:

«Мы сначала думали, что она не может быть первым синглом, это же какая-то идиотская песня в стиле диско».

В этих треках группа смогла сохранить все, за что их любили фанаты, но достаточно смягчила звук, чтобы его смогла распробовать неподготовленная аудитория. В целом же альбом мягче не стал – неприятные темы и заниженные гитары со звенящим басом никуда не делись, а жутких диссонансов даже добавилось. Местами запись получилась даже более мрачной и давящей, нежели дебютная пластинка, хороший пример – трек Dead Bodies Everywhere. Это самая агрессивная, самая озлобленная, самая отчаянная запись Korn. Когда душит обида и хочется кричать, ненавидеть весь мир – нужно слушать Follow the Leader. Не удивительно, что в конце девяностых альбом стал гимном загнанных подростков и плотно закрепился в скейт-культуре. 

Отдельно стоит отметить фиты с Фредом Дерстом из Limp Bizkit и рэпером Ice Cube. Korn и раньше признавались в любви к хип-хопу, но на Follow the Leader они смогли выразить ее музыкально. 

Issues (1999)

Issues – не столько альбом, сколько терапия для группы. Пластинка не только о детских травмах Дэвиса, но и о новых испытаниях, которые музыканты преодолели, оказавшись на вершине. Продюсер альбома Брендан О’Брайен отдельно следил, чтобы музыканты не просирали время с женщинами и наркотой, а работали – это была их просьба. В то же время Джонатан Дэвис начал приводить свою голову в порядок, перестал пить и начал принимать антидепрессанты. Он единственный, кто смог сохранить «чистоту» после релиза альбома:

«Моему сыну Натану было три года, я как-то пришел домой совершенно упоротый. Он посмотрел на меня, и я понял, что ему страшно. Тут меня и накрыло. И я все бросил.»

Оказалось, что и без рок-угара группа может писать крутую музыку. Альбом снова дебютировал на первом месте в топе Billboard 200, обойдя даже свежую пластинку Dr. Dre. В конце девяностых – начале нулевых ню-метал групп было полно (даже Linkin Park уже показались на сцене), жанр подходил к своему пику, в таких условиях его основатели могли затеряться. Но Issues полностью перезапустил звук группы, снова выделив ее на фоне других банд. Issues – самый тяжелый альбом Korn эпохи 90-х. Именно на ней дебютировали мощные, почти маршевые треки, в которых Дэвис раскатисто рычит под медленные думовые риффы. Именно такими Korn многие услышали впервые, спасибо главным хитам альбома – Somebody Someone и Falling Away from Me. «Грэмми» за клип, между прочим:

Аккуратные эксперименты с хип-хопом на пластинке успешно продолжились, а еще добавились атмосферные эмбиентовые вставки и психоделические басовые партии в духе Primus, в чем особенно показателен трек Beg for Me. Но сердце альбома – спокойная песня 4U, в которой Дэвис просто благодарит всех слушателей группы:

«Я совершил много сумасшедшего дерьма, чтобы сделать фанатов счастливыми, и я не сожалею. Но я хотел показать им, что это отнимает у меня много сил. Я прошел через многое, чтобы выразить свои чувства. Поэтому я написал песню специально для них. Я просто хотел сказать им, как сильно я их люблю. Если бы не они, я бы, наверное, был мертв.»

Многие считают, что Issues – высшая точка Korn, последний великий альбом группы. А еще именно между Issues и Untouchables Джонатан Дэвис встретился с Гансом Гигером и получил свою знаменитую микрофонную стойку – The Bitch. 

Untouchables (2002)

Ситуация прямо как со вторым альбомом группы. Untouchables – это вторая часть Issues. Что даже логично, группа пересобрала свой звук, один альбом из него все соки не выжал. Но что невероятно, в сравнении с Issues альбом стал ЕЩЕ тяжелее, хотя, казалось бы, куда еще! Этот перегруженный хруст на грани шума – лицо Korn начала нулевых. Даже Дэвис на Untouchables зазвучал злее и «суше», в целом же к началу нулевых он очень вырос как вокалист. Особенно это заметно на главном хите пластинки – Thoughtless, которую позже шикарно откаверила Эми Ли из Evanescence. К слову, это до сих пор одна из самых мелодичных и «попсовых» песен Korn, в самом лучшем смысле. А за песню Here to Stay группа получила статуэтку «Грэмми» в категории «Лучшее метал-выступление». 

Сама группа в период между Issues и Untouchables чувствовала себя нормально и успешно гастролировала, деля сцену с Metallica и System of a Down. Сам релиз, правда, был несколько омрачен. За три месяца до официального выхода ранняя версия утекла в интернет, что несколько сказалось на продажах. Впрочем, пластинка все равно уже на старте попала на второе место в топе Billboard 200. Также на некоторые время из выступлений выпал барабанщик группы – травма спины. Его заменял бывший ударник Faith No More Майк Бордин. Дэвис в то же время успел поработать над саундтреком для фильма «Королева проклятых», а Филди выпустил гангста-рэп-альбом.

Take a Look in the Mirror (2003)

Первый альбом, полностью спродюсированный группой. Музыканты заявили, что Take a Look in the Mirror – переосмысление звука Korn, поэтому никто другой над пластинкой работать не должен. Альбом стал дважды платиновым, но в мейнстрим еле пробился – эпоха ню-метала подходила к концу. Но дело было не только в закате жанра, но и внутренних проблемах. Наркотики и прочая грязь играла в этом не последнюю роль – особенно тяжелой ситуация была у Хэда, который плотно сидел на метамфетамине. 

Но звук Korn действительно пересобрали – это особенно заметно, если слушать дискографию группы одним заходом. Take a Look in the Mirror, при всей своей тяжести, сбавил в мрачности, зато прибавил в скорости, во многом приблизившись к трэш-металу. Но стиль Korn на пластинке все равно узнается – в основном благодаря голосу Дэвиса и его эмоциональным текстам. Пел Дэвис все о том же – страдания, душевные травмы, давние переживания, как жить, как быть и все в том же духе. На этом альбоме стало понятно, что ни о чем другом он петь уже и не будет. Зато получается у него до сих пор искренне. Главные боевики записи – Right Now и Counting on Me. Удачный ли это альбом – вопрос спорный. Сегодня, на волне ностальгии по ню-металу, он слушается хорошо, но в момент выхода диск больше походил на отчаянную попытка удержать на плаву тонущий жанр, потому что ничего другого группа не могла или не хотела делать.

Спустя пару лет оказалось, что альбом стал для Korn поворотным. В 2005 году Хэд заявил, что покидает группу. Он утверждал, что ему явилось откровение, благодаря чему он принял христианство и крестился, отказавшись от наркотиков и прочих соблазнов жизни рок-звезды. Произошло это на фоне его переживаний от смерти отца. Далее последовали годы благотворительности и сольных альбомов, в том числе в составе очень бодрой и все еще живой группы Love and Death – более мягкой версии Korn, с Хэдом на вокале. Но что печальнее всего, Дэвис и Хэд регулярно проходились друг по другу в интервью. Уэлч даже назвал Korn «оравой детей, у которых нет ни малейшего шанса вырасти». Впрочем, дверь всегда оставалась открытой и в 2012 году Хэд вернулся в состав Korn.

See You on the Other Side (2005)

Первый альбом без Хэда – первая попытка Korn зайти в более мягкий, радиофрэндли звук. Можно ли винить группу? В 2005-м ню-метал уже окончательно умер, уступив место металкору. К тому же в записи не чувствовалось никакой «продажности», музыканты и продюсеры явно проделали огромную работу, пытаясь сохранить стиль Korn в рамках относительно легкого звука. В итоге у группы получился один из лучших альбомов в дискографии. Вот что о нем говорил Дэвис:

«Мы работали с двумя группами продюсеров. Одна называется Matrix. А вторая — парень по имени Аттикус Росс и его команда. Ребята из Matrix нас потрясли. Они заставили нас по-новому взглянуть на обычные гитары и барабаны. Matrix сделали нам такой звук, о котором мы только могли мечтать. Когда они довели до ума первую нашу песню, мы не сразу ее признали. Аттикус занимался эпическими песнями — длинными, пафосными, громкими, с очень сложными аранжировками. Он круто их делает. Наш новый альбом будет на голову выше всего, что мы когда-либо выпускали – совершенно другие Korn.»

See You on the Other Side очень мелодичная пластинка, скорее, загадочная по своей атмосфере, нежели устрашающая – отдающая уже не фанком, а индастриалом. Дэвис стал меньше рычать и больше петь – оказалось, что это у него здорово получается! Да и совсем уж легкой запись не назовешь – гремит она вполне себе, пусть и всего в одну гитару (искать замену Хэду музыканты не стали). Продался альбом куда лучше предыдущей пластинки и стартовал на третьем месте чарта Billboard 200. С помощью See You on the Other Side группа даже расширила фанбазу и для новых поклонников центральные песни диска – Twisted Transistor, Coming Undone, Liar– стали олицетворением стиля Korn. 

В рамках поддержки альбома группа отправилась в тур, но в европейского его части Дэвис был на неделю госпитализирован с диагнозом «идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура»:

«Я принял этот дурацкий антибиотик, а он подарил мне дурацкую болезнь Верльгофа. Мое тело атаковали мои же тромбоциты. В то время я погрузился в видеоигры. Думал, что умру.»

Все это привело к легендарному выступлению группы на фестивале Download 2006, когда вместо Дэвиса вокальные партии Korn исполняли Кори Тейлор из Slipknot, Мэтт Шэддоус из Avenged Sevenfold, Бенжи Уэббе из Skindred и другие музыканты. Дэвис в итоге полностью поправился. 

Untitled (2007)

Неназванный альбом Korn, который иногда именуется как Korn II, записывали не только без Хэда, но и без сооснователя группы – барабанщика Дэвида Сильверии. В 2006 году он взял «временный перерыв», но в итоге в группу так и не вернулся. Более того, в медиа он начал откровенно поливать грязью бывших товарищей, переходя даже к прямым оскорблениям – Филди он, к примеру, однажды назвал «трусливой мелкой сучкой». Спустя годы подобного поведения Сильверия начал намекать, что не против вернуться в группу и помочь ей восстановить оригинальный звук, но никто в Kornего видеть уже не хотел. Дэвис в твиттере писал прямо: «Я никогда-никогда больше не буду с ним выступать». 

Некоторое время группа перебивалась гостевыми барабанщиками (с ними, среди прочих, играл Джоуи Джордисон из Slipknot), но в итоге остановила свой выбор на Рэе Лузье, который до сих пор играет в составе Korn. Однако в записи пластинки он не участвовал. 

На безымянном альбоме группа еще сильнее повернула свой новый лайтовый звук в сторону индастриала, а местами и поп-рока, аккуратно добавив на запись электроники. Много клавиш и эффектов на фоне Дэвиса, еще сильнее сбавившего в агрессии. Группа даже приглашала сессионного клавишника. Многие фанаты после Untitled поставили на Korn крест, однако в продажах альбом показал себя хорошо, да и в целом это интересный, удачный эксперимент, все еще сильно заметный в дискографии группы. Хитов пластинка тоже не лишена, именно на ней дебютировали песни Evolution, Hold On и баллада Kiss. Но от статуса самого спорного альбома группы Untitled не избавится уже никогда.

Korn III: Remember Who You Are (2010)

Название полностью передает суть записи – возвращение к корням. Korn даже наняли Росса Робинсона, с которым не работали со времен своего второго альбома. И что же он сделал? Избавился от клавиш и индастриала, послал к черту многослойный вокал и вернул фанковые ритмы. Четыре музыканта: один голос, одна гитара, бас и барабаны – ничего больше. В итоге получилась не копия Korn и Life is Peachy, а свежий взгляд на оригинальный звук группы – с более мелодичным, поставленным вокалом Дэвиса, который при этом как в молодости вдарил по эмоциям. Альбом особенно хорошо слушается сразу после Issues.

Возможно, такой ровный, хороший результат получился благодаря еще и тому, что в Korn наконец-то все устаканилось. Группа адаптировалась к отсутствию Хэда и сыгралась с новым барабанщиком. Никаких скандалов – только творчество и туры. Впрочем, как ни крути, альбом все равно получился «для своих» – в основном его оценили фанаты ню-метала, скучающие по временам, когда жанр был на пике.

The Path of Totality (2011)

Знаменитый дабстеп-альбом Korn, который, наверное, окончательно добил фанатов, переживших Untitled. Группа пригласила Скриллекса, Noisia, Downlink, Kill the Noise и другие EDM-музыкантов, чтобы записать самую экспериментальную пластинку в своей карьере. Гитары здесь есть, конечно, но за электроникой их особо не слышно. Зато Дэвис в плане вокала выложился на сотку, он вообще тогда считал, что дабстеп – это новый метал. Многие считают, что это был отчаянный шаг ветеранов, пытающихся любыми средствами удержать на сцене. Возможно, так и есть, но это не отменяет того факта, что альбом получился отличный, пусть из дискографии Korn он и выбивается. Некоторые треки – например, Narcissistic Cannibal и Get Up – даже выдержали проверку временем.

Тут, пожалуй, стоит отметить, что Дэвис электроникой увлекается давно. У него даже есть собственный EDM-проект JDevil. А сам псевдоним он придумал еще до Korn. 

Разумеется, в поддержку диска банда двинула в тур. Фанатов музыканты все-таки щадили и примерно половину шоу выделяли под старые треки, особенно напирая на свой репертуар из 90-х. 

The Paradigm Shift (2013)

Первый за семь лет альбом, записанный с Хэдом, который в 2012 году вернулся в группу. Возвращался он, конечно, игриво – сначала исполнил с группой одну песню на фесте, просто по старой дружбе и для своей дочки, потом подписался еще на пару полноценных выступлений, а потом и вовсе остался в группе. Несмотря на предыдущие конфликты, обиды на него никто не держал, вот что на эту тему сказал Дэвис:

«Ему нужно было уйти на какое-то время, привести свою жизнь в порядок и снова начать творить. Сейчас он в еще лучшей форме, чем прежде. Если ты кого-то любишь, надо верить в этих людей, и я всегда верил в него.»

Эксперименты с EDM на новом альбоме остались только в виде редких вставок и одной песни – Never Never. Но и в очередное возвращение к корням музыканты не подались. По словам Манки, группа вдохновлялась собственными записями Issues и Untouchables, попыталась вернуть их вайб, сделать что-то столь же тяжелое, но современное. The Paradigm Shift примерно таким и получился – довольно жесткая, агрессивная пластинка, но с вылизанным ровным продакшеном в духе своего времени. Чуть более мрачная, чем последние несколько дисков группы и более резкая, долбящая по ушам – тут спасибо риффам вернувшегося Хэда. А вот мрачность – во многом достижение Дэвиса, который во время записи мучительно слезал с антидепрессантов и чувствовал себя паршиво.

The Serenity of Suffering (2016)

К 2016 году Korn поняли, что современной публике нужно от группы. Тяжелый звук из начала нулевых, мрачность как в девяностых и мелодичный вокал с более современных пластинок – чтобы и рык был, но на припевах — цепляющие хуки. The Serenity of Suffering – альбом по заявкам, он записан так, чтобы понравится фанатам, чтобы удовлетворить все их ожидания. Сильная, профессиональная работа ветеранов музыки, окончательно сформировавшая современный звук Korn. Но протеста и слепой ярости ко всему миру в этом уже не было.

Фанаты альбом приняли тепло, однако благодарить тут стоит не только музыкантов, но продюсера Ника Рэскаленикса, применившего во время записи методы, похожие на работу Росса Робинсона. Вот как работу над диском описывали участники группы:

«Ник пришел и говорит: «Никаких компьютеров, мы идем джэмить, будем работать как настоящая группа». Мы сначала подумали, что он спятил, это же настолько усложнит работу.»

На самом деле, к 2016 году Korn уже подошли к тому состоянию, в котором они могут записывать вообще все, что угодно, а на концертах лабать Blind и все будут счастливы. В 2018 году Дэвис воспользовался этой привилегией и выпустил экспериментальный сольный альбом Black Labyrinth – с этникой, новыми вокальными фишками и материалом, накопленным за десять лет.  

The Nothing (2019)

Korn продолжают осовременивать свой звук, благо метал снова набрал вес и его можно играть, не рискуя остаться без денег на следующую пластинку. The Nothing получился еще тяжелее предыдущего альбома и на сегодня это вообще самый тяжелый альбом группы. Манки и Хэд в звучании риффов, конечно, чувствуются, но в целом Korn очень близко подошли к прогрессивному кор-звучанию – в паре песен нашлось место даже для брейкдаунов и бластбитов. Некоторые песни запросто можно принять за треки с альбома молодой метал-группы. Да и Дэвис местами так дико гроулит, что его даже узнать сложно – это очень круто. 

В плане атмосферы диск отдает самыми ранними записями группы – вернулась злоба и дискомфорт. Дэвис записывался, находясь в депрессии после смерти жены, ушедшей в августе 2018 года – разумеется, это повлияло на настрой альбома. Трагедии посвящено сразу две песни – Finally Free и Surrender to Failure.

Дэвис вообще прожил непростую жизнь, и каждый раз, когда все налаживается, что-то начинает тянуть его вниз. На The Nothing он выплеснул все, что накопилось в его душе за последние лет пятнадцать, иногда кажется, что он в полном отчаянии. Поэтому на записи, как в старые добрые есть и неподдельный плач, и истерики. Дэвис утверждает, что нечто словно преследовало его и не хотело, чтобы альбом вышел:

«Звучит дико, но постоянно что-то случалось – микрофоны ломались, оборудование в студии ломалось, дома творилось разное… Чтобы это ни было, оно мешало мне делать то, что я делаю.»

Отсюда, кстати, и название – The Nothing, ничто. Оно взято из фильма «Бесконечная история», в котором миру угрожало всепожирающее Ничто.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы