«Bitter Sweet Symphony» — один из главных хитов конца 90-х, который большинство узнает с первых же нот. Это лид-сингл с третьего альбома английской группы The Verve «Urban Hymns», превративший их в суперзвезд эпохи. Только в Великобритании продано более 1 миллиона копий сингла. Песня была номинирована на премию «Грэмми» в номинации «Лучшая рок-песня», выбрана лучшей песней года легендарными музжурналами Rolling Stone и NME и прозвучала в кульминации культовой молодежной драмы «Жестокие игры».
Не менее знаменитым стал и клип на песню, получивший три номинации на премию MTV Video Music Awards. Количество его просмотров на Youtube сегодня превышает 800 миллионов.
Сразу запоминающуюся мелодию струнных фронтмен The Verve не сочинил сам, а заимствовал и адаптировал сэмпл, что для 90-х (а уж для сегодняшних времен подавно) было уже в духе времени. Это фрагмент из кавера одного из ранних хитов The Rolling Stones «The Last Time», сделанного оркестром Эндрю Олдема, одного из первых менеджеров The Rolling Stones. Право на сэмпл музыканты согласовали с лейблом Decca, управлявшим правами на записи Andrew Oldham Orchestra, договорившись поделить доход от композиции 50 на 50.
Однако когда сингл стал суперпопулярным и поднялся на верхние строчки хит-парадов во всем мире, другой экс-менеджер The Rolling Stones Аллен Клейн, в свое время (не самым порядочным способом) получивший все права на песенный каталог группы раннего периода 1960-х, решил воспользоваться лазейками в тонкостях авторского права и подал в суд на плагиат. В итоге The Verve были вынуждены внести Кита Ричардса и Мика Джаггера в список соавторов, и после судебного разбирательства 100 процентов дохода от новых продаж «Bitter Sweet Symphony» стал получать Аллен Клейн.
Ричард Эшкрофт горько шутил, заявляя, что он написал «лучшую песню Джаггера и Ричардса за 20 лет», а Кит Ричардс называл эту ситуацию «юридическим дерьмом». Сами «роллинги» здесь были действительно не при делах и повлиять на ситуацию никак не могли. Хотя отношение к ним после этого случая у многих подпортилось.
Однако в 2019 году уже после смерти сварливого и алчного Аллена Клейна юридический спор был урегулирован и права на песню и доходы от нее вернулись Ричарду Эшкрофту.
Смотреть также:
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы