«Библия гранжа», «Лучший альбом 90-х», «Один из лучших дисков всех времен» — этими и не только эпитетами второй диск Nirvana «Nevermind» награждают поклонники и меломаны, музыкальные критики и издания. Внезапный оглушительный успех этой пластинки, продажи которой по всему миру сегодня перевалили за 30 миллионов копий, буквально перепахал всю музыкальную индустрию и вывел гранж и альтернативный рок в настоящий мейнстрим.
Но многие любопытные моменты остались, что называется, за кадром. Вспоминаем 10 фактов об этом альбоме, которые известны далеко не каждому.
1. Nirvana начали записывать песни для будущей пластинки еще в 1990 году.
Банда начала работу над «Nevermind» более, чем за год до его официального релиза. После того, как Nirvana связалась с продюсером (и, к слову, будущим барабанщиком Garbage) Бутчем Вигом, благодаря основателю Sub Pop Брюсу Пэвитту, парни записали 6 песен для будущей пластинки. Nirvana сделала ранние версии нескольких песен (среди которых — «Lithium», «In Bloom», «Polly») для предстоящего альбома. На тот момент барабанщиком являлся Чэд Чэннинг, ранее записавший с ними дебютник «Bleach» (1989).
2. Sonic Youth посоветовали лейблу DGC подписать контракт с Nirvana.
Будучи большим поклонником Sonic Youth, Курт Кобейн был удостоен чести выступать на разогреве на их летнем концерте 1991 года. Уважение и восхищение оказалось взаимным. В итоге культовые Sonic Youth подвели Nirvana к тому, что она подписала контракт не только с управляющей компанией Gold Mountain, но и с крупным звукозаписывающим лейблом DGC. Это стало трамплином в карьере молодой команды.
3. Альбом мог называться «Sheep».
Курт сохранял свою приверженность к панку и после того, как Nirvana стали большой группой. Кобейн знал, что его группа может стать одним из самых ярких явлений в мире музыки. Играя с этой идеей, он поначалу назвал диск «Sheep». Это — метафоричный образ людей, которые побегут за новой пластинкой. Он даже придумал саркастический слоган для альбома: «Не потому, что этого хочешь ты, а потому что все остальные хотят».
4. Дэйв Грол не единственный барабанщик на «Nevermind».
Когда Nirvana начали сотрудничество со студией звукозаписи Вига Smart Studio, Чэд Чэннинг – драммер дебютного диска «Bleach» — участвовал в записи материала, в том числе таких хитов как «In Bloom» и «Lithium». Но его присутствие на «Nevermind» – лишь несколько редких ударов в песне «Polly». Имя Чэннинга упоминается на конверте альбома. Что касается Дэйва Грола — он оказался пятым и последним барабанщиком банды. К слову о «Polly»: композиция была сыграна на двенадцатиструнной Stella Harmony, купленной Кобейном на барахолке за $20. Во время записи на гитаре было лишь пять струн и она едва держала строй и была скреплена скотчем.
5. Бутч Виг убедил Кобейна использовать наложение вокала, потому что «сам Джон Леннон сделал это».
Несмотря на грубые грани, «Nevermind» был создан изящно: вокал Кобейна с эффектом наложения добавил веса и краски многим трекам. Бутч Виг, продюсировавший альбом, вдохновился этой идей от продюсера знаменитых The Beatles и Джона Леннона, который использовал такую технику. «Курт не хотел этого делать, потому что думал, что это будет звучать слишком неестественно», — вспоминал Виг. Но после того, как продюсер привел аналогию с Ленноном, Кобейн, будучи поклонником The Beatles, сдался. В результате — на «Nevermind» эту фишку можно слышать почти повсеместно.
6. Финальный трек «Endless, Namelees» случайно оставили в первом тираже диска.
«Endless, Namelees» родился из разочарований, которые возникли в процессе записи «Lithium», когда Кобейн изо всех сил старался, чтобы гитарные партии звучали хорошо. В конце концов, продюсер Бутч Виг решил оставить шумную, агрессивную импровизацию и группа поместила ее в конце альбома как скрытый трек после 10 минут, после баллады «Something in the Way». Музыкальный инженер, который работал над альбомом, позже отметил, что решение добавить «Endless, Namelees» оказалось верным. Повторно песня была добавлена позже.
7. Лидер Nirvana был смущен окончательной версией «Nevermind».
Команда пригласила продюсера Энди Уоллеса, который раньше работал с Slayer, чтобы сделать окончательное сведение альбома. Участники группы выразили свое недовольство работой Уоллеса сразу же, после прослушивания окончательных версий треков. Однако настроение коллектива резко изменилось, когда продажи подскочили до небес. Лидер Nirvana оказался действительно смущен таким поворотом: «Это такое идеальное сочетание чистого и приятного… Но это может быть экстремальным для некоторых людей, которые не привыкли к такому».
8. Идея обложки для альбома была навеяна интересом Кобейна к родам.
Действительно, увлечение Курта такими физиологическими процессами как рождение и беременность, давно известно. Это видно и по его дневникам, и, конечно же, на обложке «Nevermind» и в названии последней пластинки «In Utero» («В утробе»). После просмотра вместе с Гролом документального фильма о родах в воде, Кобейн загорелся идеей, чтобы на обложке альбома была такая картина. В итоге фотограф Кирк Веддл запечатлел исторический кадр, где сын его друга Спенсер Элден плывет в сторону долларовой купюры, подвешенной на крючок. Кобейн отказался выполнить требование, выдвинутое некоторыми магазинами, и убрать с фотографии пенис ребенка. «Если вам такое кажется оскорбительным и непристойным, то вы латентный педофил» — ответил фронтмен.
Правда, совсем недавно сам Спенсер пытался вытребовать с музыкантов и лейбла Nirvana деньги за то, что его якобы использовали в съемках детской порнографии. Вот так метафорический замысел обложки воплотился в жизни буквальным образом.
Спенсер Элден — тот самый ребенок с обложки «NEVERMIND» 25 лет спустя после выхода альбома
9. Курт Кобейн признавался, что он спрятал фотографию Kiss на задней стороне обложки.
Рядом с трек-листом на задней стороне обложки диска «Nevermind» располагалось фото резиновой обезьяны перед причудливым коллажем, сделанным Кобейном. На коллаже представлены фотографии заболеваний половых органов из его коллекции медицинских фотокарточек, картина преисподней Данте — а кроме того, как утверждал фронтмен Nirvana, там можно было разглядеть фотографию группы Kiss.
10. «Nevermind» превзошел Майкла Джексона в чартах.
Пожалуй, главное достижение «Nevermind» как альбома – этому гранж-альбому удалось небывалое: в начале 1992 года пластинка свергла с вершины чартов короля поп-музыки Майкла Джексона, находившегося тогда на вершине популярности с вышедшим альбомом «Dangerous» . На протяжении всей своей карьеры группа являлась противником блеска 80-х, а этот стиль как раз воплощался в творчестве Джексона. Их захват верхней позиции доказал, что происходит музыкальная революция. Рупором нового поколения стал гранж (также известный как Саунд Сиэтла) – музыкальное движение, зародившееся в 1980-х в США и достигшее мирового масштаба в 1990-х, наиболее ярко представленное Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam, Alice In Chains, а вскоре подхваченное иными молодыми ансамблями – Stone Temple Pilots, а позднее Bush, Silverchair, и многими другими.
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы